859d7931     

Павлова Н - Против Неба - На Земле (Родителям И Воспитателям)



Н.Павлова
"Против неба - на земле..."
Родителям и воспитателям
Когда Юрий Коваль был учителем в сельской школе и выдумывал для
учеников рассказы-диктанты, он почувствовал, что может, что должен писать.
С тех пор силой художественного воображения всё увиденное, замеченное,
пережитое им превращалось в прозу, которой он служит уже третье десятилетие.
Хотя в этой книге мы встретим повести, рассказы, зарисовки, миниатюры -
они окажутся духовно и художественно спаянными одной внутренней темой:
родина и детство. А место действия - малые уголки земли, где сосредоточился
образ отчизны. И один из этих уголков - деревня с прозрачным названием
Чистый Дор, где крепкие дома, а над ними высокий небесный купол, - приводит
на память удивительную строку ершовского "Конька-горбунка": "Против неба -
на земле..." Она, если вдуматься, полна своего значения и для книги Коваля.
Образ родины находит себя в стариках и детях, а по существу - в
Детстве, потому что и у стариков характеры детские. Их отношения с людьми
строятся на моментально вспыхивающем чувстве родства, благодаря которому
сразу был зачислен в родственники рассказчик - незнакомый прохожий, случайно
нашедший в лесу топор старушки Пантелевны: "Племянник... он топор мне нашёл"
("Чистый Дор").
Любит писатель своих стариков. Любит Пантелевну, Орехьевну, дядю Зуя и
одновременно подшучивает над ними.
Искры юмора Коваль высекает по-разному. То сверкнут они, когда после
сообщения, что "муравьи - любимое блюдо дятлов", будет лукаво добавлено:
"Зелёные дятлы любят муравьев". А муравьи дятлов терпеть не могут"
("Муравьиный царь"). И загорится смех в комическом снижении серьёзной темы,
от которого она не снизится, как, например, в рассказе "Капитан Клюквин". А
произойдёт это потому, что "земля" и "небо", житейское и возвышенное,
прекрасное и полезное мирно уживаются в повествованиях Коваля, принося игру,
улыбку, свежесть и очарование живой жизни.
Мысли о "собственной песне", об искусстве в своём деле, которые
прочитываются в "Капитане Клюквине", - очень важны для писателя. Любимые его
герои и есть мастера своего дела: "уважаемый слесарь Серпокрылов", которого
уважали за хорошую работу, и "хороший плотник Меринов", умевший рубить избы,
выстругивать ульи, вырезать деревянные ложки с цветами; Павел Сергеевич,
несостоявшийся живописец, но истинный художник-учитель...
Как, откуда возникает из рассказов и повестей Коваля это ощущение
красоты и мастерства?
Темнеет на низком берегу закопчённая деревенская кузница, горит её
огонь... Но только окажется он не такой яркий, каким бывает пламя костра, а
приглушённый, похожий на калину, которую ударил мороз. И наверное, будет он
сродни скрытому огню, мерцающему в кузнеце Волошине, чьим талантом
преображается всё, что попадает в его руки ("Железяка").
Чувство родины, пронизывающее всю эту книгу, - не в громких словах, но
в искренности и доброте тона, сдержанности чувства и свободе чистой русской
речи, в понимании родной природы, в уважении к жителям деревни, в памяти о
прошлом.
На дне рассказа "Гроза над картофельным полем" запрятано напоминание о
прошедших грозах и предупреждение о тех, что ещё могут прогреметь над нашей
землёй, если человечество не одумается.
И полубылью, полулегендой доносится эхо минувшей войны. Его голос
исходит из-под земли, куда музыканты военного оркестра зарыли инструменты,
чтобы они не достались врагу. Спустя много лет слух деревенских жителей
улавливает то гудение медной трубы, то стук барабана, т



Назад